Воспитательная система
Воспитательная работа
Администрация школы
История села Белянка
История села Зимовенька
Учебный план
Воспитательные программы
Белянская школа
Главная

 


До второй половины 17 века Нежеголь, Короча, Северский Донец, Корень были пограничными реками. Они ограждали Московскую Русь на юге от «дикого поля»- царства разных степных кочевников, совершавших опусто-шительные набеги на наши земли.
А за Нежеголью, во чистом поле, были еще и колодези. Так называли совсем крохотные речушки или большие ручьи. Среди них, у нынешнего села Белянка, был Белый Колодезь. Слово «Белый» в 17 столетии понималось как свободный.
Белый Колодезь многие века действительно был свободным. Из него поили коней и ратники Белгодских сторож, и крымские татары, и чумаки со слободской Украины.
Тут пролегали широкие шляхи: Нежегольский, по которому, как предполагают ученые, весной 1185 года прошел на половцев со своей дружиной князь Игорь. А ря-дом Рыбный шлях, по которому целые века осуществлялась связь между Доном и слободской Украиной.
Во второй четверти 17 столетия пришли к нам служилые люди и вместе с оседлым русским населением начали строить Белгородскую оборонительную черту. Существенную помощь в этом оказывали черкасы (украинцы), наши соседи. И в это время добрую службу служил Белый Колодезь.
В 1654 году был построен город Нежегольск на Белгородской черте. Образовался Нежегольский уезд. Все новые и новые селения возникали в нем: то русские, то украинские. В результате Азовских походов Петра-1, грани-цы Московского государства далеко отодвинулись на юг и наш край перестал быть пограничным. Началась усиленная его колонизация, и прежде всего Нежегольского уезда. Ведь многие его земли были уже на «Диком поле», при том еще не обжитые. Именно к этим землям и устремились помещики.
В 1717 году первый Белгородский губернатор Юрий Юрьевич Трубецкой на Белом Колодезе поселил слободу Белую. Жителями ее стали крепостные украинцы, принадлежащие губернатору. Вскоре слобода Белая отошла к сыну губернатора Дмитрию Юрьевичу и была названа Дмитриевской. Потом слободами Дмитриевской (Белой) и Егорьевской (Зимовенька) обладал его сын Иван Дмитриевич Трубецкой.
Князья Трубецкие сохранили свою власть на Белянку и Зимовеньку до самой отмены крепостного права, т.е до 1861 года.
Итак: нынешнее село Белянка в прошлом было слободой и притерпело названия: Белая, Дмитриевка, Белянская, опять Белая и , наконец, Белянка.
Жителям этого населенного пункта пришлось пережить все ужасы крепостничества. Оно здесь держалось 144 года, почти полтора столетия.
Многие архивные документы свидетельству-ют о том, что жители Белянки мечтали о свободе и стремились к ней. Вот о чем рассказывает один из них: летом 1766 года в слободу Белянская попала фальшивая царская грамота, в которой было написано: «Крестьянам не быть в подданстве»2, т.е крепостное право отменяется царским указом.
В слободе Белянской начались волнения крестьян. Они поняли все так, что царица Екатерина –2 отменила крепостное право, а на местах помещики скрывают этот указ.
В слободе Белянской рос смышленый парнишка Сеня Сидоренко. Ему было 16 лет. Был он из бедной семьи, но сумел научиться читать и писать. К нему пришли крестьяне с грамотой и попросил его переписать несколько экземпляров. Копии царской грамоты были направлены в слободу Бекарюковку ( Мало- Михайловку), в село Губернаторское (Вознесеновка), Козьмо-Демьяновку и Яблочково, а также в ряд украинских слобод.
Заволновались крестьяне всех сел. В их среде все больше и больше зрело решение послать ходоков в Белгород, к губернатору, подробнее узнать свою судьбу сог- ласно царской грамоте. Их мучил один вопрос: «Быть в подданстве или нет?».
Крестьяне слобод Белянской и Бекарюковки собрали деньги и послали представителей к Белгородскому губернатору. 7 июля 1766 года ходоки от крестьян Нежегольского уезда К. Дегтяренко, В. Пык, Д. Марченко, братья Алексей и Яков Светличниковы прибыли в Белгород.
В приемной губернатора они предъявили царскую грамоту и просили ответить на нее. Ответ не задержался. Он был таков: «…Яко тому злу зачинщика, дабы впредь на такие дела не отважились и в страх другим на публичном месте с барабанным боем бить кнутом»3. Вот таков ответ крестьянские ходоки Нежегольского уезда получили от Белгородского губернатора. Дальнейшая судь-ба их неизвестна. Быть может кто-то из них и выжил, пере-неся жестокие пытки. А может и до смерти всех засекли кнутом. Знаем только, что на второй день уже 8 июля 1766 года в села Нежегольского уезда, и прежде всего в Белянскую, были посланы карательные отряды. И еще раз за распространение фальшивых царских грамот жестоко были наказаны Н. Мцелов, И. Черняк, С. Борисенко, Т.Перидистов, А. Левченко, Ф. Черненко. Их было приказа-но бить плетьми нещадно.
Во всех селах было прочитано предупрежде-ние губернатора: «…А если другие, видя уже сие наказание, не прекратят, то с ними поступят по всей строгости закона»4.
Белгородский губернатор Нарышкин слов на ветер не бросал. Для подавления крестьянских волнений он подготовил пять гусарских полков. Перед грозным судом предстал и Сеня Сидоренко. Он обвинялся в переписыва-нии, чтении и распространении царской грамоты и ложного царского указа. Ему грозила каторга, но учитывая, что ему было всего лишь 16 лет, каратели заменили ему Сибирь на розги.
А вот какой была Белянка накануне отмены кре-постного права: об этом рассказывают документы и ревизские переписи. Одна из них за 1858 год гласит: «Слобода Белая при реке Нежеголь , в 37 верстах от уезд-ного города Корочи, в 15 верстах от квартиры станового, имеет 318 дворов, жителей 1001 мужского и 1037 женского полу. В слободе есть церковь. Многие документы свидетельствуют о том, что в слободе Белой были шумные и богатые ярмарки. Они славились далеко за пределами Ко-рочанского уезда. Ярмарки проходили четыре раза в год.
Первая – на пятой неделе Великого поста – Похвальная. Товаров привозилось на сумму свыше 4000 рублей, вторая- Успенская (15 августа ) – товаров привозилось около 3000 рублей, третья – Дмитриевская (26 октября) – товаров привозилось на сумму более 3000 рублей, четвертая – Анненская (9 декабря ) – товаров привозилось на сумму свыше 2000 рублей»5.
Тут нужно учесть, что по тем временам суммы денег, указанные выше были велики. Кроме этого крестьяне на ярмарках продавали скот, продукцию, различную утварь.
На Белянские ярмарки охотно приезжали крестьяне с Украины.
Церковь в селе Белянка была построена в первой половине 18 столетия и названа была Дмитриевской. В архивах хранятся метрические и исповедальные книги. В них сведения о наших далеких, но родных предках.
О том, какой была Белянка в начале нынеш-него столетия, свидетельствует книга «Россия. Полные географические описания нашего Отечества», вышедшая в 1902 году под редакцией В. П. Семенова. «… В верстах 10 по реке Нежеголь от бывшего города Нежегольска находят-ся две слободы друг от друга в 6 верстах – Белая и Зимовенька. У них общая история и общее происхождение. В совокупности население двух слобод составляет 5000 жителей. Слобода Белая имеет четыре ярмарки, населена малороссами; слобода Зимовенька имеет три ярмарки и в эпоху освобождения крестьян принадлежала княгине Ольге Трубецкой, которая владела здесь 8800 десятинами земли»6.
Из рассказов старожилов мы узнаем, что престольным праздником в селе Белянка была Пречиста (28 августа). Вторым большим праздником считался Дмитров день ( 8 ноября). Он праздновался как престольный праздник в честь названия села Белянки ( Дмитровки).
Престольный праздник начинался с богослу-жения. До Великой Отечественной войны в селе Белянка была своя огромная, очень красивая церковь из белого кирпича, с двумя входами и белым забором вокруг нее. В войну она была разрушена и больше не восстанавливалась. Стояли в ней и лошади, и были склады под зерно. Старожилы вспоминают, как во время войны свои же люди начали грабить церковь: уносить иконы, подаяния, шторы и т.д. И больше всех усердствовал Плясов Максим. Очень много награбил церковного добра, все говорили, что это к добру не приведет. И вот однажды летом, во время грозы, его убивает молния прямо в доме. Никто не пострадал в доме кроме него. Так видно Господь отомстил ему за поругание храма. Уже разрушенную церковь начали ломать, строить коровники. И в 1959 году из ее кирпича был построен дом культуры, который работает до сих пор. Когда перестала существовать церковь, в селе не стало и престоль- ного праздника. Празднуется общий христианский праздник – Пасха.
Так вот, в те времена, когда работала церковь, на Дмитров день хозяйки пекли пироги, печенья, бублики. Обязательным блюдом в этот день считались пироги с печенкой. После богослужения все жители от мала до вели-ка шли на ярмарку. На площади, кроме торговых рядов, были еще и карусели. Все желающие могли на них пока-таться. После ярмарки юноши и девушки играли в игру «Кольцо на лицо». Девушки садились рядышком, а парень незаметно отдавал колечко той девушке, которая ему понрави-лась и говорил: «Кольцо на лицо». Девушка выходила и они целовались. До сих пор в народе сохранилась поговорка: «Пречистая, принесла сватов нечистая» т. е. нежданно, негаданно, после того как парню понравилась девушка, засылали к ней сватов. Родители, у которых были девушки на выданье, с весны уже готовились к осенним свадьбам. Большинство семей были бедными и сваты в августе были не ко времени, так как заранее приданое для невесты не было готово. Самым лучшим временем для сватов считалась «Маслянная неделя».После ярмарки считалось обязательным ходить к родственникам в гости. Семьи тогда были большими, иногда насчитывали до 20 и более человек, а когда собирались все родственники, то это действительно был большой праздник.
Шло время, менялась жизнь, власть взяли в свои руки большевики. Начинается колхозное строительство. В 1929 году на территории современного Белянского округа существовало 11 колхозов: три в селе Белянка –«Путь бедняка» ( председатель Абросимов Л. В.), «Шестой съезд советов» ( председатель Пыжов ), имени ОГПУ (председа-тель Цапков И. М.).
В 1932 году село Белое насчитывало 2725 жителей и являлось центром сельского Совета Больше- Троицкого, а затем Шебекинского района. Белянка село ста-ло называться в 40-50 годы. В 1940 году, накануне Великой Отечественной войны, в село провели электричество, а на всех жителей был один велосипед.
В 1950 году из 11 колхозов были образованы три крупных хозяйства: колхозы «Труд», «имени Тиме-рязева», «Ленинский путь». В 1954 году два из них – «Труд» и имени Тимирязева объединились в один колхоз «Победа», а в 1967 году колхоз «Победа» присоединился к колхозу «Ленинский путь», который повременно возглавля-ли Петренко С. И., Данков В. А., Сухоруков А.Р.
Колхоз «Ленинский путь» имел 10370 га земли, в том числе 7456 га пахотной. Число работающих в нем сос-тавляло около 900 человек. Занимался он зерновым хозяйст-вом, выращиванием сахарной свеклы, животноводством.
В 1992 году колхоз «Ленинский путь» преоб-разован в АО «Победа». С 1996 года председателем АО является Курдубадзе Ю. Я. Ведущее направление хозяйства – зерносвекломолочное.
Жил и трудился в селе Белянка и наш зна -менитый земляк, один из 190 Героев Советского Союза –Шевченко Николай Андреевич. На территории села есть памятник воинам, павшим в боях за освобождение нашей Родины в боях с немецко – фашистскими захватчиками. Все они остаются для нас живым примером патриотизма, мужества и стойкости, беззаветного служения своему Отечеству.

 

 
Произведено FaustEnterprisesGroup
junior,Alex