ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Работая над  изучением развития культуры в нашем крае, члены краеведческого кружка встретились со старейшими жителями Большетроицы, беседовали с бывшими выпускниками 1941года, изучили воспоминания бывшего выпускника школы, а затем – директора  Большетроицкой средней школы, заслуженного работника культуры Мальцева Николая Яковлевича…

Ощутимую помощь  в развитии истории образования в Троицкой волости Новооскольского уезда Курской губернии оказал бывший директор школы Синельников Петр Иванович…

Начиная с 1941 года, составлены списки выпускников школы до наших дней. Вся проведенная подготовительная работа позволила юным краеведам составить историю развития образования в нашем селе.

В конце 19 века, когда Россия вступила в период бурного развития капитализма, возникает потребность в подготовке грамотных людей для работы на сравнительно сложной техники.  И не случайно, что повсеместно открываются начальные школы, обеспечивающие возможность научить детей рабочих и крестьян грамоте: читать, писать, считать.

В Большетроице, в центре волости, в это время работала  Земская, церковно-приходская школы и второклассное училище.

В церковно-приходской школе, находившейся рядом со сторожкой Большетроицкой церкви, учились дети бедных крестьян, в основном – мальчики. Во всех трех классах (1-3 кл.) учились 40 человек, с которыми занимался Цапков Иван Михайлович. Учились, как правило, после уборки крестьянами урожая и до наступления зимы, т.к. во многих семьях не было одежды и обуви. Дети получали  в школе очень слабые знания. Основное время отводилось зубрежке молитв. Поэтому после окончания церковно-приходской школы дети кое-как могли читать и писать, решать простые задачи

Земская школа работала на том месте, где в настоящее время находится Большетроицкая сельская библиотека. В школе было 3 класса, где учились 50 человек, в основном – мальчики из зажиточных семей. С учащимися работала одна учительница Клещукова Мария Дмитриевна, которая ввела в школе  палочную  дисциплину: за малейшую провинность детей била указкой или ставила на колени в насыпанную в углу гречку. После окончания земской школы дети получали начальное образование: умели неплохо читать, писать, считать, знали наизусть молитвы.

В центре села, рядом с церковным садом, стояло каменное помещение второклассного училища, где дети учились 6 лет. В настоящее время здесь живет Серенко А.Н.

Обучение в этом училище было значительно сложнее,  чем в церковно-приходской и земской школах.

Обучение здесь велось 2 ступенями: 1 - 3 классы, в которых обучались 40 учащихся, относились к первой ступени.

На второй ступени  было так же 3 класса:  1 класс – 2 ступени, 2 класс – 2 ступени, 3 класс – 2 ступени. Во всех этих классах учились 90 учеников, причем все мальчики, дети зажиточных крестьян окружающих сел, дети чиновников, офицеров царской армии. Училище подчинялось Ново – Оскольскому уездному начальству, куда входила и Троицкая волость.

Со всеми детьми 1 ступени работала 1 учительница – Внукова Мария Еремеевна.

Так как детей 2 ступени уже готовили для преподавания в начальных сельских школах или псаломщиками в церквях, здесь вводилось предметное преподавание: Попов Иван Алексеевич преподавал словесность, Веденский Федор Евгеньевич – математику, Внуков Василий Семенович – историю Отечества Российского, Догась Яков (отец Яков) – преподавал Закон божий и руководил школой.

В одной из комнат жил учитель Попов И.А., в другой комнате обучались 1-3 классы, а в остальных школах – учащиеся 1-3 классов 2 ступени.

В полуподвальном помещении (окна наполовину выходили из-под земли и освещали комнаты) размещалось общежитие, где жили 15 мальчиков из отдаленных хуторов (Максимовка, Шемраевка, Мешковое, Терезовки…). Здесь же, рядом, в другой комнате размещалась кухня.

При школе было подсобное хозяйство, обеспечивающие учеников продуктами питания: огород, сад, корова, 2-3 свиньи, куры (40-50 шт. животные и птица находились в подсобных помещениях), а убранный урожай (яблоки, огурцы, помидоры, капуста, картофель, морковь…) хранили в просторном подвале.

…В 1917 году, после установления в Троицкой волости советской власти, церковно-приходская школа была упразднена и соединена с второклассным училищем и образована «Единая трудовая школа с семилетним образованием».

В 1920 году она была преобразована в ШКМ (школу крестьянской молодежи), в которой вводил трудовое обучение. Учитель Башмачников Андрей Николаевич учил детей садоводству, огородничеству.

В 20-х годах в Большетроице была образована образцовая начальная школа, где работали: Цапков Иван Михайлович, Овчаров Иван Терентьевич, Скрыпалева Дарья Пантелеевна.

В 1931 году в селе была открыта Казинская начальная школа №3, в которой работали: Патратий Аким Захарович, Цыбульников Илья Павлович  и Королева Наталья Фоминична.

В 1932 году ШКМ преобразуется в неполную среднюю школу, куда вошли все начальные школы.

В 1937 году Большетроицкая семилетняя школа единственная  в Большетроицком районе реорганизуется в среднюю, которой до 1939 года руководил Покровский Владимир Владимирович.

Затем директором был назначен Плотников Павел Федорович, который вскоре ушел на финскую войну.

В предвоенные годы усиливается тяга молодежи к среднему образованию: ежедневно ходили в школу старшеклассники из Осиновки, Артельного, Белого Колодезя, Верхнего Березово, Зимовного, Максимовки, Шемраевки, Гусинки, Сурково…

В 1940 году первые в истории Большетроицкие выпускники получали аттестаты о среднем образовании, среди них была и жительница Большетроицы Серенко Полина, будущий работник Большетроицкого банка.

Накануне войны педколлектив пополняется все новыми учителями: так, в село прибыл выпускник Московского педучилища, учитель математики Рябов Борис Александрович. Он так и остался в Большетроице на всю жизнь. Историю стал преподавать житель Большетроицы Богатырев Василий Александрович, пение, рисование – житель с. В-Березово – Выродов Иван Андреевич.

В эти годы под руководством Большетроицкого  райкома партии и райисполкома методом народной стройки сооружаемой новое двухэтажное здание средней школы (вошло в строй в 1940 году).

До ухода на фронт школой руководил Шемраев Иван Макарович. Его сменил директор Жунанский.

В 1941 году было выпущено 38 учащихся, среди которых были: Оргунов Алексей Петрович (в послевоенный период преподавал в школе физику, затем был зав. РОНО, председателем Большетроицкого райисполкома, Шебекинского райисполкома, работником Белгородского облисполкома), Бавыкин В.И.  позже работавший  директором Булановской семилетней школы, Булавинов Николай Федосеевич, до сих пор работающий руководителем Шебекинской адвокатуры, Кулешова  Татьяна Тимофеевна, работавшая до ухода на пенсию учителем географии в своей же школе, Цапков Виктор Иосифович, работавший в 50-60-е гг., редактором районной газеты «Победа социализма», а затем – директором КБО.

… 2 июля 1942 года  село Большетроица было оккупировано немцами.

Вплоть до его освобождения (7 февраля 1943 г.) школа не работала.

1 сентября 1943 года школа вновь принимала учеников. Но учиться приходилось в классах, где окна были заложены кирпичом, свет излучался через несколько оставшихся стекол. Ученики по очереди ходили в лес, носили хворост для отопления классов. Не было тетрадей, учебников…   Приходилось писать на старых  клочках газет, бывших книгах, на дощечках. Но школа готовила хорошие кадры для ВУЗов страны.

… С 1943 года по 1947 год школой руководил Голубничий Антон Леонтьевич, которого во время службы в РККА (рабоче-крестьянской Красной Армии) замещали Ракова Фаина Александровна и Чуриков Василий Иванович.

В послевоенный период учащихся приходилось размещать в восстановленном двухэтажном здании, в доме учителя, в Новоселовской и двух Козинских начальных школах.

С 1947 года по 1949 год школой руководил Галушко Кузьма Федотович, а после него Сальков.

… Расцвет бурной работы школы приходится на 1951-1953 годы, когда школой руководил Мальцев Николай Яковлевич, в прошлом – выпускник этой же школы.  Наполняемость класса достигала до 35-38 человек, а в школе училось до 1700 учащихся. Школа работала в три смены. В школе действовала боевая комсомольская организация, насчитывавшая свыше 400 человек, которой руководил комитет комсомола во главе с Борисом Козловым (позже – работником Белгородской обкома партии).

С 1953 года по 1955 год школой руководил Степанов Борис Николаевич. Ежегодно выпускалось по 5-6 классов, только в 1954 году аттестаты зрелости получили 180 выпускников. В этом же году во время празднования 300-летия воссоединения Украины с Россией в Волчанске район Украины выезжала делегация школы в 100 человек, давшая запомнившийся концерт.

1955-1956 учебный год школы работала под руководством Шемраева Ивана Денисовича. В 1956 году его сменил Стародубцев Василий Иванович, работавший до 1959 года. В эти годы в школе работал учителем рисования художник  Старцев Павел Петрович, который добился открытия в бывшем здании второклассного училища филиала областной станции юного техника, где работали сотни учеников. Авиамодели, судомодели, электролобзик,  изготовленный руками учащихся школы демонстрировались в Москве на ВОНХ и отмечены дипломами.

В 1959 году директором Большетроицкой средней школы был назначен Синельников Петр Иванович, руководил ею в течение 22-х лет. За эти годы усилились требования к учителям и учащимся, заметно улучшились знания выпускников. Именно в этот период в школе работали так же учителя, как Старцева Анна Семеновна (учитель русского языка), Цыкалова Антонина Кузьминична (учитель математики), Зиненко Полина Тихоновна (учитель физики), Браилко Анна Ивановна (учитель литературы)…

В школе появились первые медалисты:  Евгений Синельников, Татьяна Цекина, Виктор Созонтов,  Елена Синельникова.

Большетроицкая средняя школа стала одной из сильнейших в районе. Здесь часто проходили районные совещания предметных секций, руководителей школ. При Синельникове П.И. началось строительство трехэтажного школьного здания за счет колхоза «Дружба». Благодаря усилиям правления колхоза вложил в строительство около 1 млн. 700 тыс. рублей.

В 1981 году школу возглавила Козубенко Алла Яковлевна, при которой завершилось строительство и 1 сентября 1986 года было в торжественной обстановке открыто новое школьное здание. При Алле Яковлевне усилилось военно-патриотическое воспитание учащихся. В честь 40-летия освобождения села Большетроица от немецко-фашистских захватчиков в школе был открыт комплексный краеведческий музей, который возглавил заместитель директора школы по воспитательной работе Глушенко В.М. Здесь проходили совещания и областные семинары руководителей школьных музеев, заместителей директоров школ,  директоров и сельских вожатых Шебекинского района. По итогам работы в 1985 году музей был признан одним из лучших в области, а директор музея, ученица 9 класса Елена Физулаева была награждена путевкой для поездки в Артек, где музею вручили Диплом 2 степени.

В 1988 году директором школы стал Гищук Василий Иванович, который в течение трех лет заложил демократические основы управления школой. При нем был избран Совет школы, в который входили не только учителя, но и родители, учащиеся, руководители комсомольской и пионерской организацией. В практику вошли еженедельные рабочие линейки, на которых обсуждались злободневные вопросы школьной жизни. При Василии Ивановиче было капитально отремонтировано старое двухэтажное  школьное здание, где размещались кружки, секции, школьный музей.

В 1991 году директором школы была назначена Яловенко Нина Семеновна, которая за 6 лет превратила школу в школу-комплекс. Особое внимание уделялось нравственному обучению школьников. Ставилась задача, чтобы в едином комплексе работали общеобразовательная, музыкальная, спортивная школа и формировали  всесторонне-развитую личность. В школе на полную мощность работал спортзал, Зал хореографии, актовый зал. К работе с учащимися привлекались работники Дома Культуры, библиотеки, музыкальной школы.

В течение 1997 года школа работает под руководством Тихоновой Зои Ильиничны. Особое внимание уделяется работе с педагогическими кадрами, поддержке инициативы детской, юношеской  организации МПР (молодого поколения России), создано в школе обстановки доверия и взаимопонимания. Возрождаемая школьная ученическая производственная бригада, в составе которой под руководством учителя по автоделу Селянина Сергея Геннадьевича трудится учащиеся 6-11 классов.  Ставится задача обеспечивать школьную столовую своими  выращенными продуктами.

Между предметными кабинетами идет деловое соревнование по созданию в них творческой обстановки, уюта, обеспечивание учащихся всем необходимым для получения глубоких и прочных знаний.

  /НАЗАД/

 

 

 

 

.