ПРАЗДНИК   СЕЛА

Троица – один из великих праздников, почитаемый народом. Он отмечался через 50 дней после Пасхи в воскресенье. Сейчас люди совсем забыли, что этот праздник у нас считался престольным и являлся днем села Большетроицкого.

В христианской традиции этот день празднуется как день сошествия Святого Духа на учеников Иисуса Христа. Теперь им разрешалось свыше проповедовать и свидетельствовать об Иисусе как воскресшем Христе, Царе и Боге. Одновременно с этим отмечалось явление людям Святой Троицы: Отца – безначального первоначала, Сына – Логоса, т.е. абсолютного смысла, воплотившегося в Христе, и Духа Святого – животворящего начала. По представлениям христианской религии, в этих трех лицах воплощается единый Бог.

По народному календарю это самый важный праздник лета, начинавшийся в четверг, или семик, и заканчивавшиеся в русальное заговенье – в первое воскресенье после Троицы. Время с семика до Троицы называлось семицкая неделя, троицкая неделя, зеленые святки: время от Троицы до русального заговенья – русальной неделей. Это праздник существовал у русских людей и их предков еще до принятия и распространения христианства на Руси.

Семико – Троицкий комплекс обрядов по разнообразию и сложности входивших в него компонентов можно было сравнить только с масленицей. Троицкие обряды – это обряды, знаменовавшие собой прощание с весной, встречу лета, обряды прославляющие зеленеющую землю.

В центре троицко - семицких обрядов – обряды с березкой. В Семик празднично одетые девушки отправлялись в лес завивать березку. Они перевязывали концы березок лентами, сплетали березовые верхушки, пригибая их к земле. Венок, образованный ветвями, представлял собой магический круг. Березку завивали за несколько дней до Троицына дня, когда шли смотреть, завял венок или нет, в зависимости от    предугадывали: счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьба гадающей девушки.

Завив и украсив березку, девушки совершали обряд кумления: разбившись на пары под пение песни: «Покумимся кума, покумимся…», целовались через венок. До следующего празднования Троицы, а иногда и на всю жизнь девушки считались кумами, т.е. связанные особыми узами родства и дружбы подругами. Покумившись, девушки съедали ритуальную еду (яичницу), символизировавшую жизнь, водили вокруг березы хороводы. В воскресенье они возвращались к березке, развивали ее и снимали украшения. В некоторых селах после развивания, березку срубывали, несли к реке и бросали в воду. В других – несли в поле и бросали в рожь, пшеницу и т.д. Смысл этих ритуальных действий – вызывание дождя в жаркую погоду перед наступлением засушливого лета и придание начинавшимся зацветать злакам плодоносящей силы.

В Троицко – семицкую неделю, как и в другие народные праздники люди, гадали о своей судьбе. В частности, девушки, завившие ветки на березе, прейдя к ней спустя несколько дней, смотрели, не завял ли чей венок. Увядший венок сулил не замужество, бедность, смерть. Молодежь плела венки так же из цветов, и старались разгадать будущее, бросали их в воду и ждали, куда, чей поплывет. Если далеко, то и замуж девушка выйдет на чужую сторону, прибьется к берегу, – значит, жених где то рядом, а потонет, – жди несчастья.

В субботу на семицкой неделе (под Троицу) поминали умерших – шли на кладбище. Убирали могилы, причитали, вспоминая предков, ели ритуальную еду (блины, кутью, крашенные яйца) и, уходя, оставляли часть еды на могилках.

До поздней ночи над селом раздавались смех, шутки, по улице большими группами ходила молодежь, пела украинские песни. А в  церкви проводилась престольная служба, где в основном было старшее поколение. Прихожане к обедню приносили букеты полевых цветов, а пол в церкви устилался свежей травой. На домах расставляли веточки березы, клена, осины, которые по русскому обычаю означали очищение от всего дурного и нечистого.

/НАЗАД/