Наша школа

Ресурс, посвящённый Масловопристанской средней общеобразовательной школы Шебекинского района Белгородской области

 

Навигация

Главная
О школе
История
Галерея
Устав школы
Наша гордость
Методика
Искандия
Связь

    

Методический кабинет

 
Реферат на тему:

«Проблемно-исследовательская технология 
на уроке биологии и экологии».

 Технология проблемного обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Для достижения положительного решения проблем вопросов существуют проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся  состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих  актуализацию знаний, анализа и т.д.

Второй год я работаю над темой по самообразованию «Экологическое обучение»  и воспитание на уроках и во внеклассной работе, и стараюсь стимулировать творческую активность учащихся. Для этого использую создание проблемных ситуаций на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, контроля.

Использование различных методических приёмов стимулирует творческую активность учащихся. С некоторыми из них я хочу познакомить и вас.

-                 подведение школьников к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения. Этот приём часто используют при решении исследовательских задач, которые могут быть и текстовыми и  практическими, и даже математическими. Например, «комнатная муха может дать 6 поколений, или 5 триллионов мух, общей массой 500 тысяч тот. Однако этих насекомых в природе существует менее чем, образуется при размножении». Почему?

-                 Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций. Данный приём хорошо использовать при проведении сложно-ролевых игр, когда одно и тоже явление рассматривают люди разных, например, профессий – юрист, финансист, педагог.

-                 Особенно проявляется эффективность урока , когда я использую приём связанный с побуждением учащихся сравнивать, делать свои обобщения, выводы, сопоставлять факты. Этому приёму отвечает проведение лабораторных работ, которые могут носить различный характер: поисковый, исследовательский, включать несколько заданий. И в каждом таком варианте необходимы своя конкретная цель, свой способ организации  усвоения.

-                 Распределение функций между учителем и учеником можно проследить при работе с микроскопом. Микроскоп можно использовать для наблюдения (движение цитоплазмы), восприятие нового для организации исследовательской работы (сравнение клеток различных тканей). Во всех этих случаях наблюдается своё, отличное от других познавательная деятельность учащихся.

-                 В старших классах, один из методических приёмов, таких как расстановка проблемной задачи(с недостаточными или избыточными данными) позволит развивать творческую деятельность. Т.к. чтобы ответить на такие вопросы , ученик должен иметь предварительные знания,  интересными мне представляются знания для решения этой цели к теме «Развития органического мира» в 10 классе. Например,

1)     Опишите основные ароморфозы в мере растений и живших в архейскую палеозойскую эры.

2)     Докажите, что ароморфоз – одно из ведущих направлений эволюции, , обеспечивающих прогрессивное развитие органического мира.

Проблемные задачи  могут быть разной степени сложности. У каждой задачи своё поле поиска. В трудных ситуациях ученикам необходимо помочь, но так, чтобы сохранялась необходимость творческого мышления . Например, докажите что в состав растений входят органические вещества .  каким опытом можно доказать, что крахмал образуется только в зеленой части листа?    Приведите примеры в доказательство того, что растительный организм есть  не сумма органов, а единое целое. Задания такого же типа являются репродуктивными, если на прежних занятиях эти доказательства уже приводились, то ученикам их нужно собрать воедино.

Для реализации проблем технологии необходимо: 

-                 отбор самых актуальных существенных задач

-                 личностный подход учителя,  способность вызвать познавательную деятельность.

Наиболее эффективным средством развития творческих способностей

учащихся является эвристическая беседа.

При любом методе могут использоваться разные источники – слово,

наглядность, практическая деятельность;      

Все средства обучения – учебник, диафильм; разные формы – лабораторная работа, опыт, эксперимент.

Эти методы могут применяться при разнообразных организационных формах – семинары, конференции, зачеты, не говоря об обычном уроке, главное чтобы все это способствовало решению проблемных ситуаций.

  Вверх