Наша школа

Ресурс, посвящённый Масловопристанской средней общеобразовательной школы Шебекинского района Белгородской области

 

Навигация

Главная
О школе
История
Галерея
Устав школы
Наша гордость
Методика
Искандия
Связь

    

Методический кабинет

 

Реферат по теме самообразования

         Современный урок школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации познавательной коллективной деятельности.

          Я широко в практике своей работы использую технологию группового обучения. При правильном педагогическом руководстве и управлении данная технология позволяет реализовать основные условия коллективности – осознания общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Групповая работа требует временного или постоянного разделения класс на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения и представить совместный результат. Эта  форма  работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности. Главными целями данной технологии обучения является обеспечение активности учебного процесса. Достижение высокого уровня содержания.

         Главными позициями групповой технологии обучения является организация совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов и взаимопониманию, которая диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность, при которой каждый работает на себя и на других. Поэтому  отношение ученика к усвоению учебного материала становится более ответственным, происходит сплочение коллектива, дает возможность каждому ученику, в т.ч. слабоуспевающему,  высказать свои мысли и отношения к происходящему, работать с дополнительным материалом для подготовки задания, что ведет к расширению кругозора учащегося.

         Групповые технологии я использую при изучении нового материала, закреплении и обобщении изученного при выполнении практических работ. Система работы состоит в том, что каждому усвоению соответствует свой метод, т.к. подводить все уроки под шаблон группой работы нельзя. Изучение отдельных тем требует глубокого объяснения учителем, да и однообразная работа снижает интерес к процессу обучения и делает ее малоэффективной. Поэтому при первичном усвоении знаний использую объяснительно-демонстративный и проблемный методы обучения, где учащиеся под руководством учителя усваивают знания, овладевают умениями и навыками, входящими в содержание данной темы, формируются навыки выполнения практических работ. Данный метод используется в основном при изучении общего курса географии, где учащиеся знакомятся с общими географическим  закономерностями, физической и экономической географии.

         При изучении региональных разделов географии умения и навыки формируются  средством репродуктивного метода с применением частично-поискового и исследовательского метода. На данном этапе я использую групповые технологии, если изучение новой темы не предусматривает изучение усвоения сложных понятий, закономерностей, также применяю групповые технологии.

         Главная особенность групповой работы заключается в том, что я делю класс на постоянно действующие группы, в которых учащиеся работают не только в течение одного или нескольких уроков, а в течение нескольких лет на протяжении обучения всего курса географии. Руководители групп и их состав подбираю по принципу объединения школьников разной обученности, информированности по данному предмету, психологической совместимости, что позволяет им взаимодополнять и обогащать друг друга. При групповой форме работы учащихся на уроке возрастает индивидуальная помощь ученику со стороны учителя и своих товарищей, причем руководитель группы (это как правило сильный ученик) при этом имеет наименьшую помощь, чем ученик слабый, поэтому его знания актуализируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику при изучении материала таким способом я сообщаю сколько учебных занятий отведено на изучение темы. Примерные сроки завершения и перечисляю знания, умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть в результате изучения этой темы.

         Рассмотрим предложенную структуру на примере изучения темы «Природные зоны России» в 8 классе.  Объясняю, что на изучение данной темы отводится 5 часов.

         Тема: «Природные зоны России»

         Что должны знать:

1.     комплексную характеристику природных зон России;

2.     хозяйственное использование природных зон в деятельности человека;

3.     изменение природных зон под воздействием  антропогенных  и природных факторов.

Что должны уметь:

Составлять на основе различных источников информации характеристику природных зон. Каждая группа (их в классе пять) получает определенное задание ( инструктивные карточки, на которых дан алгоритм выполнения работы) по характеристике природной зоны и выполняют ее сообща под руководством лидера группы.

Способ выполнения может быть коллективным или же руководитель группы распределяет обязанности, когда каждый выполняет определенный раздел задания.  Затем проверяет уровень усвоения материала и выставляют каждому оценку (ответ прослушивается от самого сильного к самому слабому). На эту работу отводится два урока.

Последующие два урока идет обмен информацией, заполнение таблицы «Природные зоны» (учащиеся записывают в краткой форме характеристику тех зон, которые они не составляли). На данном этапе проверяю усвоение материала и объективность выставленных оценок с помощью сигнальных карточек «Делегат», «Выбор», «Доверие», «Все все» . например, при выборе карточки «Делегат» группа самостоятельно выбирает, кто будет отвечать у доски и подтверждать правильность выставленных оценок. Если ответ соответствует результату в группе оценки остаются без изменений, если ответ хуже - оценка снижается на один бал.

         Сигнальная карточка «Выбор» - отвечающего выбирает учитель, это как правило, более слабый ученик. Карточка «Все все» - перед классом вся группа подтверждает правильность оценок. Карточка «Доверие» нравится всем, так полученные оценки учитель выставляет всем без подтверждения.

         Пятый урок по данной теме – итоговый, зачетный. С помощью тестовых заданий или географического диктанта учитель проверяет уровень усвоения всей темы. Я считаю, что при такой организации учебного процесса изменяются взаимоотношения учителя и детей, из контролера он превращается в подлинного руководителя, реализуется возможность формирования целого комплекса географических знаний и умений: коммуникативный, картографический, географический анализ. Данный способ обучения расширяет возможность и умения способных учеников, т.к. здесь они не сторонние наблюдатели, а непосредственные участники процесса. При подготовке интересного дополнительного материала по заданной теме можно получить еще одну оценку.      

Такие уроки можно проводить в форме деловой игры: например, при проведении практической работы   «Сравнительная характеристика развитых стран» я провожу ее в форме пресс-конференции «Где как живут?». Класс был поделен  на группы по 4-5 человек, представляющие «коллективы специалистов» :  экономисты, представители МИД, аккредитованных в разных странах, представители ООН по проблемам народонаселения. С другой стороны представители прессы, которые готовили ответы на вопросы своих читателей. На основе публицистической печати «специалисты подготовили информацию о жизни людей в Швеции, Исландии, Канаде, Испании, Бельгии, ЮАР. Все сообщения носили проблемный характер, раскрывая взаимоотношения между рабочими и работодателями, различными социальными слоями общества, межнациональные отношения.

         В начале урока  перед участниками конференции ставится задача, подумать и  ответить на следующие вопросы:

1.     чтобы из экономики западных стран вы бы внедрили в экономику нашей страны;

2.     что на ваш взгляд тормозить развитие нашего общества вперед.

Примеров таких уроков достаточно много: это и Брейн-ринги, исследовательская работа по краеведению завершилась уроком-конференцией «В судьбе природы наша судьба» по эколого-экономическим проблемам родного края, изучения Японии через обсуждение и анализ Б.Овчинникова «Ветка сакуры».

     Подготовка и проведение таких уроков требует от преподавателя очень большой подготовки, дополнительные занятия с консультантами, отбор дополнительной информации за пределами учебника. Но это компенсируется тем, что даже слабый ученик работает на уроке и отрабатывает честно свои оценки, а это большой педагогический выигрыш.

     Я считаю, что в преподавании географии необходимо использовать многообразие методов и приемов. Коллективный, как и любой способ обучения помимо преимуществ имеет также свои недостатки:

1.     данный способ нельзя использовать при изучении всех тем.

2.     наиболее результативной такая работа является при репродуктивном методе обучения.

3.     работа получается более эффективной в тех классах, где большая половина сильных учеников.

4.     однообразная работа утомляет, а поэтому не дает желаемого результата.

  Вверх