Наша школа

Ресурс, посвящённый Масловопристанской средней общеобразовательной школы Шебекинского района Белгородской области

 

Навигация

Главная
О школе
История
Галерея
Устав школы
Наша гордость
Методика
Искандия
Связь

    

Методический кабинет

 

Доклад по теме :

«Дифференцированные самостоятельные работы
как средство педагогического управления»

 Управление имеет место там, где происходит совместная деятельность людей для достижения определенных целей. Управление представляет такой процесс взаимодействия сторон, при котором одна из них влияет на другую, а другая оказывается способной воспринимать такое влияние и строить свою деятельность соответствующим образом. Важно, чтобы в этом взаимодействии был обоюдный интерес, ощущалась взаимозависимость. Управление будет считаться успешным при условии, что сформирована и принята обеими сторонами цель  взаимодействия, а учащийся и преподаватель имеют средства и возможности для ее достижения.

Так как процесс обучения складывается из небольших и достаточно больших, кратковременных и долговременных циклов осуществления самостоятельной деятельности, то возникает вопрос о возможности управления деятельности учащихся с помощью дифференцированных самостоятельных работ.

В дидактике под самостоятельной работой ученика понимают такую его деятельность, которую он выполняет без непосредственного участия учителя, но по его заданию, под его руководством и наблюдением. Организация самостоятельной работы направлена на решение двух взаимосвязанных задач:

1.      Развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, т.е. учить их самостоятельно овладевать знаниями;

2.      Учить учащихся самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности.

Ученик, обладающий навыками самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал, оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию и продолжению учения.

При изучении математики возможны такие виды самостоятельной работы учащихся:

1)        работа с книгой, учебной и справочной литературой;

2)        рецензирование ответов других учащихся, дополнение их;

3)        решение задач и выполнение упражнений;

4)        работа с раздаточным материалом;

5)        подготовка сообщений, рефератов;

6)        изготовление учебных пособий.

Для организации дифференцированной самостоятельной работы необходимо выделить типологические подгруппы учащихся, различающихся уровнем познавательной деятельности, уровнем подготовки и уровнем организованности. Совокупность критериев (самостоятельность, подготовка, организованность) представляет относительно целостную структуру. Действительно, овладение учебным материалом характеризует обученность учащихся, но для учащегося особенно велика роль самообразования, а для нее важны обучаемость и самостоятельность. Вместе с тем, даже при высоких уровнях обученности и обучаемости может и не быть систематической познавательной деятельности, если отсутствуют действенные мотивы учения. Сочетание обучаемости  и организованности позволяют преодолевать отрицательное отношение к учению не только в конкретной ситуации, но и с увлечением продвигаться к решению отдаленной во времени учебно-научной проблеме.

Классификация самостоятельных работ должна быть такой, чтобы она была неразрывно связана с разработанной типологией учащихся и рекомендовала определенные виды работ, адресованные определенным ученикам.

Можно выделить комбинации уровней самостоятельности (С1, С2, С3, С4) и уровней подготовки учащихся (П1, П2, П3, П4): С1П1, С1П2, С1П3, С1П4, С2П1, С2П2, С2П3, С2П4, и т.д. В свою очередь, сочетание этих комбинаций с параметрами уровней организованности (О1, О2, О3, О4) дает возможные варианты самостоятельной деятельности учащихся.

Полученные варианты относятся соответственно к самостоятельным работам:

Ø     по образцу,

Ø     вариативным,

Ø     частично-поисковым,

Ø     исследовательским.

В условиях лицейского обучения учащийся может постепенно выйти на исследовательский уровень деятельности. Управлять этим процессом, ориентируясь на личностные стратегии развития, можно с помощью самостоятельных работ, в которых представлены различные комбинации указанных параметров (С, П, О). Усложнение разными способами этих параметров создают условия для творческой самореализации личности.

Дифференцированные самостоятельные работы углубляют и расширяют знания учащихся, можно сказать, формируют у них индивидуальный стиль деятельности.


 
Вверх