Наша школа

Ресурс, посвящённый Масловопристанской средней общеобразовательной школы Шебекинского района Белгородской области

 

Навигация

Главная
О школе
История
Галерея
Устав школы
Наша гордость
Методика
Искандия
Связь

    

Методический кабинет

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ ХИМИИ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ВНУТРИКЛАССНОЙ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ Н.П.ГУЗИКА

(из опыта работы учителя химии Масловопристанской средней школы Макеевой А.В.)

Требование  учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения – давняя  традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной степени отличаются друг от друга. Эти требования находят отражения в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Актуальность проблемы обусловлена крайне слабой ориентированностью школы на формирование индивидуальности ученика, учет и развитие его способностей, дарований и интересов.

         Дифференциация обучения - есть   создание разноуровневых условий обучения для различных классов, групп с целью учета особенностей их контингента, комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

         Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств, методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

         Мы, учителя химии Масловопристанской средней школы на своих уроках используем элементы технологии внутриклассной уровневой дифференциации Н.П.Гузика.

         Технологию внутриклассной уровневой дифференциации Н.П.Гузика называют «Комбинированной системой обучения».

«Комбинированная система обучения» имеет две отличительные стороны: внутриклассную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме. Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом:

1.     Уроки общего разбора темы (лекции) – предназначаются для изучения главного в содержании темы. Это вводное занятие, на котором учащиеся знакомятся с новым материалом, изучают его теоретическую основу. Большое место в нем занимает работа с учебником, суть которой сводится к вычленению главного в содержании, изучению логики построения рассуждений и доказательства. Класс устанавливает связь между данным и пройденным материалами, изучает рисунки, схемы, разбирает вопросы в конце. Учащиеся лучше понимают и усваивают то, что представлено в целостном виде. Если, например, учебный материал, охватывающий данную тему, изложен в нескольких  §, то и в учебном процессе он рассматривается фрагментарно, не на одном уроке. Это приводит к отрывочному усвоению фактического материала, затрудняет процесс формирования системы знаний. В соответствие  с этим я стараюсь изложить на этом уроке все те основные знания, которые исчерпывают данную тему, согласно требований программы, хотя они и изложены в нескольких § учебника. Если тема рассчитана на большое количество часов, то ее разбиваю на блоки, которые позволяют рассмотреть материал целостно.    Например, при изучении классов органических соединений учебный материал был сгруппирован мною в 3 логические блока:

1)    Структура молекул и классификация соединений. Основные закономерности, обуславливающие характерные особенности класса.

2)    Общие и индивидуальные свойства соединений, относящихся к данному  классу. Основные закономерности, обуславливающие познавательное и технологическое значение соединений.

3)    Применение соединений данного класса. Способы их переработки и синтеза.

2.     Индивидуальная проработка материала учащимися. Основное содержание работы учащихся на семинарских занятиях определяется «дифференцированными программами «А», «В» и «С».

В силу неравномерности развития личностных качеств учащихся мы организуем уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, на всех его этапах.

Выделяются три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С» разной степени сложности. Эти программы предусматривают два аспекта:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении (от постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж и т.д. до полной самостоятельности).

Между программами «А», «В» и «С» существует строгая преемственность,  по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения.

Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его првторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе.

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение.

Поэтому  помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основные знания, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение дидактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий.  Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку  проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяют три варианта – уровневого дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий.

Первый вариант (С) точно соответствует обязательным результатам обучения.

Второй вариант (В) предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника.

Третий (А) – заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждой темы предоставляется самому школьнику.

Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

 В конце  занятия – проверка знаний учащихся (цель этой проверки – как учащиеся усвоили программу, с которой они работали). Наиболее эффективное – групповое собеседование, письменная самостоятельная работа.

Каждый ученик выбирает сам одну из 3-х программ. В процессе работы над заданиями программы  ему разрешается пользоваться всеми имеющимися в кабинете источниками информации, он подходит за помощью к товарищам, учителю.

3.     Уроки обобщения и систематизации знаний (тематические зачеты)  - в конце завершения изучения определенного блока учебного материала. Этот тип урока  имеет три цели:

а) обучение учащихся приемам обобщения и систематизации знаний;

б) выделение из изученного материала наиболее общих понятий и научных идей, выявление связей между наиболее существенными знаниями;

     на данных уроках мы с учащимися повторяем отдельные факты, сведения, явления, которые служат материалом для общения, а затем провожу контрольно-обобщающую проверку знаний письменно.

в) проведение контрольно-обобщающей проверки знаний учащихся.

4.     Уроки межпредметного обобщения  материала (уроки защиты  тематических заданий) – в завершении изучения тематических разделов.

5.      Уроки-практикумы.

 При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося). По принципам и содержанию  внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта.

Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы знаний: работа по группам, работа в режиме диалога, семинарско-зачетная система, индивидуальные внеурочные дополнительные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке.

  Вверх