Методические рекомендации и особенности по обучению
Правилам дорожного движения.

Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасен как тем, так и другим и Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Поэтому задача педагогов и родителей - доступно объяснить ПДД ребенку. Однако при выборе формы обучения (игра, конкурс, викторина...) главное - донести до детей смысл, не исказив содержания.
Для педагога важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и некоторые учителя, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД. Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. Не существует понятия «островок безопасности». Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление несуществующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД.
В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но и искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили, а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов, которые считают, что общение учителя с учениками, родителей с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого, со взрослым.
По той же причине, что и «детский» язык, «детские» картинки, выполненные в стиле веселых и смешных комиксов, вряд ли приемлемы в качестве иллюстраций учебных пособий. Забавные картинки привлекают и развлекают детей, но вместе с тем отвлекают от основной задачи — увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.
Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх. Анализ результатов тестирования детей и педагогов по ПДД показал, что при обучении до сих пор допускаются грубейшие ошибки.

Вот некоторые из них:

1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади. Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транспорта и пешеходов» в 1958 году!

Необходимо учить!
Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
2. Учат: При переходе улицы посмотри на лево, а дойдя до середины – посмотри на право.
Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Необходимо учить!
Прежде чем перейти дорогу — остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу, постоянно контролируя ситуацию.
3. Учат: Красный – стоп, желтый приготовиться, зеленый – иди.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД (см. п. 6.2) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.
Необходимо учить!
Красный сигнал светофора — запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый — не только приготовиться, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый — разрешает движение, но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности.
4. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги.
В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешеходу. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем.
Необходимо учить!
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за один прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на «направляющем островке» и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать.
5. Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т.е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Необходимо учить!
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.
6. Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы знаков, неправильно называют дорожные знаки или неверно преподносят информацию, которая несет в себе тот или иной дорожный знак.
Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название — «Пешеходный переход». Но знак 1.20 (треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди — знак 5.16.1. и пешеходный переход. А знак 5.16.1. (квадратный синий), имеющий то же название, относится к группе информационно-указательных и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь.
7. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения.
На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка».

8. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение.
Чтобы избежать возможных ошибок при проведении занятий по ПДД, хочется обратиться к учителям:
1. Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности.
2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения». Поэтому педагогу нужно обязательно иметь официальное издание «Правил дорожного движения», которые утверждены постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23.10.93 N°1090 и введены в действие с 1 июля 1994 г. с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлениями Правительства РФ в 1998, 2000, 2001, 2002 гг.
3. Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой-либо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД, методистами автошкол или компетентными сотрудниками ГИБДД.
4. Обратите внимание, что правила для пешеходов в действующих ПДД сосредоточены не только в разделе 4 «Обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются также в разделах: 6, 8, 11, 12, 13, 14, 16 и 17.
5. Все книги о ПДД, предназначенные для детей и учителей, изданные до 1995 г., действующим правилам не соответствуют. Использование их в качестве учебных и методических пособий не рекомендуется! Использовать данную литературу, равно как и определить качество книги, можно только при условии хороших знаний ПДД.
СИТУАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ
О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Одним из направлений именно деятельности может стать подготовка ребят к участию в дорожном движении с помощью занятий по изучению ситуационного минимума поведения на дороге.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показал, что одна из главных причин детского травматизма на улицах — ситуационная неграмотность детей, родителей, водителей.
95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникают примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях-«ловушках». В этих обманчивых ситуациях на первый взгляд кажется, что опасности нет — можно переходить, а через секунду обнаруживается, что это опасно! Чаще всего ошибки связаны не с применением ПДД, а с прогнозом развития ситуации на дороге.

Начать занятия можно с анализа привычек детей, безобидных возле дома, но опасных на проезжей части улицы. Вот некоторые из них..
Дети привыкли:
1. Выбегать из-за кустов и других объектов, ограничивающих видимость.
На дороге кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой движущийся автомобиль!
2. Когда идут группой — разговаривать, поглядывая друг на друга
При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения.
3.Двигатьттьтьтся бегом
Надо идти только шагом, потому что при беге смотришь прямо перед собой, не поворачиваешь голову – а перед переходом проезжей части надо смотреть, поворачивая голову вправо и влево.
4.Идти наискосок.
Переходить проезжую часть дороги так нельзя, потому что труднее наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачивается спиной к транспортным средствам и дольше находится на проезжей части, так как удлиняется путь.
5. Делать шаг назад, отступать, отскакивать, не поглядев, что за спиной.
Если оказался на проезжей части дороги, не поглядев вначале, не делай ни одного шага ни вперед, ни тем более назад.
6. Некрепко держать родителей за руки, вырываться от них.
Надо крепко держать взрослого за руку!
7. Бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам.
Сначала надо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности.
8. Оглядываться, когда позову.
При переходе улицы оглядываться нельзя — надо внимательно смотреть вправо и влево.
9. Двигаться непрерывно, не останавливаясь.
Перед выходом на проезжую часть всегда надо приостановиться и посмотреть по сторонам с поворотом головы.
10. При спешке забывать обо всем на свете.
Перед выходом на проезжую часть надо остановиться на тротуаре.
Тот, кто спешит, тот не наблюдает!

Следующее направление занятий — разбор ситуаций-«ловушек» закрытого обзора.

Что такое закрытый обзор?
Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими или движущимися машинами, другими пешеходами. Здесь с детьми можно рассмотреть ряд вопросов и ответов для родителей, учителей и воспитателей. Изучаться они должны не в форме заучивания готовых ответов, а в форме дискуссии, совместного поиска ответов на вопросы, коллективного ПРИНЯТИЯ предлагаемого ответа на тот или иной вопрос.

Чем опасен стоящий на улице автомобиль?
Автомобиль, который стоит, мешает вовремя заметить движущийся транспорт.

Какое из стоящих транспортных средств опаснее других?
То, которое выше и длиннее: автобус, грузовик-фургон, трактор, бульдозер, автомобильный кран — они больше всего мешают заметить движущийся транспорт.
| Чем могут быть опасны кусты, заборы, деревья возле дороги?
За ними могут быть скрыты проезжающие транспортные средства!

Чем опасен медленно приближающийся автомобиль?
Пешеход может решить, что вполне успеет перейти — и начать перебегать дорогу. Но за ним или в соседнем ряду может быть скрыто другое транспортное средство! Оно может обгонять ту автомашину, которая движется медленно!
Чем опасен только что проехавший автомобиль?
Что же такое дорожные «ловушки» отвлечения внимания? Это моменты в обстановке на дороге, когда пешеход не замечает опасность, В первые секунды он может скрывать от пешехода встречный! Надо, пропустив машину, подождать, пока она отъедет подальше!

Отвлечение внимания тоже создает ситуации-«ловушки»
Что же такое дорожные «ловушки» отвлечения внимания? Это моменты в обстановке на дороге, когда пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован, направлен на интересующие его предметы: автобус на другой стороне дороги, приятелей, родных, мяч, собаку... Вот несколько вопросов и ответов, которые можно разобрать с детьми.

В чем опасность для пешехода, который спешит через дорогу к автобусу? Пешеход видит только автобус и больше ничего вокруг и часто не замечает приближающийся сбоку автомобиль.
В чем опасность для пешехода-школьника, который заметил на другой стороне улицы родных или приятелей, и они зовут его к себе? Дети видят только друг друга и плохо наблюдают по сторонам, могут не заметить движущийся транспорт.

В чем особенность детей, перебегающих через дорогу? Глаза детей при этом направлены на тех (на то), вслед за кем (чем) они бегут, и можно не заметить движущийся транспорт справа или слева.
Есть «ловушки», связанные
с понижением внимания
или ситуацией «пустынная улица»!

Что такое дорожные «ловушки» на пустынных улицах при пониженном внимании?
Это моменты, когда дети попадают на улицу, где низкая интенсивность движения, на улицу с большим количеством кустов и деревьев.
На таких улицах дети, считая, что «машин нет», могут выходить или выбегать на проезжую часть, не осмотрев ее — выход не глядя.
1
В чем опасность для детей, играющих рядом с проезжей частью пустынной улицы или когда дети-пешеходы или велосипедисты идут, едут по обочине пустынной улицы?
Считая, что «машин нет», могут выйти, выбежать, выехать (на велосипеде) на проезжую часть улицы, не осмотрев ее, и не заметить приближающийся автомобиль. Учитесь осматривать улицу всегда внимательно и с поворотом головы, прислушиваясь при этом. На пустынных улицах будьте не менее внимательными, чем на улицах с оживленным дорожным движением!
В неприятную ситуацию можно попасть и стоя на проезжей части улицы!

Пешеход стоит на проезжей части дороги тогда, когда он переходит дорогу не за один раз, а по частям: сначала до середины (до разделительной полосы), потом, подождав и пропустив машины, от середины до другой стороны.

Как надо наблюдать, стоя на середине проезжей части? Обычно дети смотрят только вправо — какие машины надо пропустить. Этого мало! Надо посматривать и влево — назад, чтобы знать, есть ли машины, проезжающие за спиной. Смотреть надо вправо и влево. Если этого не делать, дети могут, испугавшись машины, отступить, сделать шаг назад не глядя — прямо под колеса автомобиля.
Что мешает видеть движущийся транспорт, когда стоишь на середине улицы?
Мешают наблюдать стоящие рядом пешеходы. Отвлекает внимание и подъезжающий к остановке автобус на другой стороне улицы, особенно если это тот самый автобус, на который хотелось бы успеть.
Как надо себя настроить, остановившись на середине улицы?
На предельную внимательность. Вы оказались между двумя потоками машин — движущимися справа и слева. Никаких разговоров с приятелями! Ни одного случайного движения, не осмотревшись, особенно назад! Наблюдать с поворотом головы. Быть внимательным!
Особого внимания требуют
остановки автобуса, троллейбуса, трамвая
и пешеходные переходы

Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу: перекресток или остановка? Опасно и там, и там, но на остановке опаснее! Почему? На остановке самая большая помеха обзору — стоящий автобус.

На каких улицах остановки опасны больше всего? Улицы узкие, с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, видя, что до противоположного тротуара близко, «рукой подать», чаще выбегает из-за автобуса.
Ситуации на пешеходном переходе

Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода на пешеходном переходе?
Таких «ловушек» три:
— когда приближаются какие-либо транспортные средства, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытое за ними другое транспортное средство. Часто эти скрытые машины или мотоциклы едут быстрее!
— когда автомобиль проехал через пешеходный переход, пешеход в спешке может сразу начать переход и не заметить машину справа, которая в этот момент скрыта за проехавшей машиной;
— когда у пешеходного перехода остановилось какое-либо транспортное средство (например, для поворота или разворота, или просто затор, пробка, или сломалось) — оно мешает обзору.
Какую ошибку чаще всего делает водитель при проезде пешеходного перехода?
Едет на повышенной скорости, не снижает скорость. Пешеходу нельзя просто так надеяться на то, что водитель не ошибается. Надо переходить через дорогу, продолжая внимательно наблюдать.
Как ни странно, но опасность может быть и на переходе, оборудованном светофором!

Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода у светофора?
— когда пешеход заканчивает переход перед стоящими у светофора транспортными средствами уже при красном сигнале. Пешеход уверен, что водители трогающихся автомобилей его пропустят и не понимает, что не все машины стояли, из-за стоящих и трогающихся может выехать другая!
— когда пешеход переходит на «зеленый», сразу же, как только он загорелся! Надо всегда наблюдать: все ли машины закончили движение;
— когда в одном ряду транспортные средства уже стоят, а в другом еще едут. Пешеход, видя, что автомобили стоят, может начать[ переход, не видя за стоящими машинами другие, проезжающие;
— нельзя забывать, что на дороге могут возникнуть самые различные обстоятельства, например, автомобили могут делать поворот или на красный сигнал могут поехать спецмашины («скорая помощь», милиция, пожарная, горгаз), но они подают при этом звуковой или световой спецсигнал.
Как лучше действовать, если вы подошли к перекрестку или пешеходному переходу, оборудованным транспортным светофором при мигающем зеленом сигнале?
Лучше всего пока не переходить дорогу, а подождать следующего зеленого сигнала, так как вы не знаете, как долго он еще будет гореть, успеете ли вы, не задерживаясь на середине, перейти.
Как перейти через дорогу на перекрестке со светофором, имеющим дополнительную секцию со стрелкой?
Нельзя начинать движение, если загорелся зеленый сигнал со стрелкой на дополнительной секции светофора, так как это сигнал для движения транспорта, который поворачивает направо или налево, в зависимости от того, какое направление указывает стрелка. Пешеходы должны двигаться на зеленый сигнал, расположенный на пешеходном светофоре, а в случае его отсутствия — на основном светофоре.
Как пользоваться светофором с вызывным устройством (кнопкой)? Нажав на кнопку, не начинайте движение сразу, подождите смены сигналов светофора, убедитесь, что все машины остановились.
Внимания требует и ситуация-«ловушка» на углу перекрестка и возле дома!
| В чем опасность, когда пешеход стоит на тротуаре на самом углу перекрестка?
Транспортные средства могут делать поворот. При этом задние колеса транспортных средств оказываются очень близко к тротуару, иногда неопытный водитель выезжает на «бровку» тротуара. Оказавшись на углу, надо наблюдать за движением и стоять подальше от края, быть всегда готовым отойти.
В чем опасность проездов вдоль домов?
Дорожки вдоль домов используются и пешеходами, и водителями совместно. Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящих автомобилей. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что еще опаснее, —задним ходом.